ТОП-10 лучших мировых выставок 2013 года

ТОП-10 лучших мировых выставок 2013 года

Мир искусства пережил настоящий бум в уходящем году, а известные художники и дизайнеры шагнули значительно вперед в способах самовыражения, взорвав международную арт- общественность креативными выставками по всему миру. Произведения искусства еще никогда не имели такого внушительного влияния на аудиторию, такого монументализма в масштабах и столь личностного контекста авторской реализации. От гипнотирующих комнат бесконечности от Яёй Кусама (Уayoi  Кusama) до освежающих каскадами воды фотографий Эдварда Буртинского (Еdward Вurtynsky) — 2013-й останется в воспоминаниях культурного сообщества яркими и необычными арт-работами. Оглядываясь назад, мы представляем ТОП-10 самых нашумевших инсталляций и вернисажей года.

Яёй  Кусама (Уayoi  Кusama): «Я, добавшийся до небес», галерея David Zwirner Gallery, Нью-Йорк, 8 ноября – 21 декабря 2013г.

Имея за плечами уже 60-летнюю творческую карьеру, японская художница Яёй Кусама не собирается останавливаться на достигнутом, что она продемонстрировала в своей новой монументальной работе. Тонко проведенную грань между универсальной и индивидуальной бесконечностью и Космосом она представила в 27 новых крупномасштабных картинах и двух видео- и скульптурных инсталляций, занявших два помещения нью-йоркской знаменитой галереи. Выставка «Я, добравшийся до небес» — это последовательное путешествие по гипнотирующим параллельным мирам и сияющим лабиринтам звука, света и цвета.

yayoi-kusama-exhibits-paintings-and-installations-at-david-zwirner-desigboom-05

Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang): «НАСЛЕДСТВО-2013», квинслендская картинная галерея | галерея современного искусства (Qagoma), Австралия, 23 ноября 2013 – 14 мая 2014г.

Эта огромная инсталляция заняла все 3000 квадратных метров первого этажа галереи. В рамках впервые представленных в Квинсленде произведений искусств современных китайских художников «Наследство-2013» эта композиция Цая Гоцян стала наиболее заметной. Инсталляция включает в себя 99 точных копий диких животных, расположившихся по периметру круглого бассейна, имитирующего кристально синее озеро. Для иллюстрации этого натуралистичного водопоя потребовалось 170 тонн воды и несколько тонн белого песка.  Тигры, медведи, зебры, жирафы и кенгуру иллюстрируют «мирное единение хищных и травоядных животных бок о бок друг к другу в почтительной торжественности, разбавленной неуверенностью», описывает куратор выставки Рассел Сторер эту лирическо-утопическую феерию.

cai-guo-qiang-falling-back-to-earth-designboom-021

Рон Мьюек (Ron Mueck) галерея Fondation cartier pour l’art contemporain, Париж, 16 апреля -29 сентября, 2013г.

О полюбившемся публике лондонском художнике Роне Мьюеке не было слышно с 2005 года. Это его первая большая выставка в Европе с момента исчезновения со сцены, и она приоткрывает завесу тайны, над чем все это время трудился инсталлятор. В парижской галерее Cartier pour l’art contemporain Мьюек представил публике арт-шоу, в котором в характерной для него манере реализма воплотились придирчиво детализированные человеческие  фигуры родом из миров поп-арта и гиперреализма. В демонстрации объектов художник умело использовал масштабирование, а завершает шедевр специально по случаю отснятый документальный фильм французского фотографа  Готье Деблонда (Gautier Deblonde), в котором затворник Мьюек запечатлен за работой. В фокусе картины – способность артиста резонировать с коллективными условиями человеческого существования посредством фигуративной скульптуры.

mueck011

Энрике Оливейра (Henrique Oliveira): «Байтогого»,  Национальный музей «Токийский дворец» (Palais de Tokyo), Париж, 21 июня – 9 сентября, 2013г.

Закрученная во всевозможных плоскостях органическая масса буквально врезается в несущую конструкцию национального музея «Токийский дворец» в Париже. Этот монумент вегетации являет собой инсталляцию бразильского художника Энрике Оливейра под названием «Байтогого». Так звали вождя племени Бороро из бразильских сказок, который оказался заточен в непролазной чаще из деревьев. Но не испугался, а полюбил свою вынужденную тюрьму, которая отныне стала казаться ему раем.

Оливейра давно славится своими интегративными скульптурами, в которых использованы скрученные и связанные в немыслимые узлы, стволы деревьев. В урбанистическом дизайне выставочного зала этот неожиданный сплав скульптуры и пространства вызывает немедленную реакцию восторга у посетителей.

henrique-oliveira-baitogogo-designboom-01

Джеймс Таррелл (James Turrell) «Власть Атона» (Аten Reign), музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, 21 июня – 25 сентября, 2013г.

Эта соло-выставка мастера световой феерии Таррелла задумана специально для музея Гуггенхайма. «Власть Атона» превратило ротонду музея в самое большое космическое пространство, когда-либо созданное человеческими руками. Инсталляция являет собой сочетание игры искусственного и натурального освещения; сам художник называет это «архитектурой пространства, созданного светом». 70-летний артист известен на весь мир подробными исследованиями восприятия света, цвета и пространства, и его последнее творение перекликается с главным проектом его жизни – «кратер Роден» (потухший вулкан в Северной Аризоне, из которого он с 1979 года при поддержке фондов создает самую большую естественную  обсерваторию в мире). Умело используя архитектурную конструкцию музея, Таррелл дал возможность всем желающим пройти через динамический визуальный опыт модуляций цвета и света, преломленного через круглое отверстие в крыше.

jamesturrellguggenheim02

Томаз Сарачено (Tomás Saraceno): «На орбите», базарная площадь в Дюссельдорфе,  «Фонд художественного собрания земли Северный Рейн — Вестфалия», 21 июня 2013 — осень 2014г.

Крупномасштабная установка «На орбите» Томаза Сарачено буквально «висит в воздухе» на высоте 20 метров  над базарной площадью K21 ständhaus в Дюссельдорфе. Для этой инсталляции аргентинский художник использовал площадь, равную 2500 кв. метрам в пространстве между тремя этажами. С помощью каркаса из специальной сетки Сарачено создал настоящую паутину, плавающие уровни которой разделены между собой сериями больших сфер, заполненных воздухом шаров ПВХ, достигающих 8.5 м в диаметре. Заключенное под стеклянный купол здания, это экспансивное интерактивное пространство предлагает посетителям музея, достаточно храбрым, чтобы пройтись по эластичной сети, увидеть мир под новым углом зрения и совсем с других высот, откуда люди на площади кажутся крошечными точками.

tomas-saraceno-in-orbit-designboom-10

Эдвард Буртинский (Edward Burtynsky): «Вода», Nicholas Metivier gallery,Торонто, 5 сентября – 12 октября, 2013г.

Канадский фотограф Эдвард Буртинский представил публике новую серию изображений под названием «Вода» в родном Торонто. В своих произведениях художник уже не впервые персонифицирует воду, выставляя на обозрение публики ее уязвимость и силу. Противопоставляя эти два свойства воды на одних фотографиях серии, на других художник сосредоточивается на проблеме отсуствия и дефицита воды. Каждый снимок проводит зрителя через серию эмоциональных состояний: то полноводные реки текут, заключенные в пышные пейзажи равнин, то они застывают в сложных узорах льда, то теперь река купальщиков впадает в открытое море, которое, кажется, вот-вот выйдет из берегов. Проект иллюстрирует проблемы мирового водоснабжения, напоминая об истощающихся ресурсах земли, несущих бремя сверхпроизводства и сверхпотребления.

edward-burtynsky-water-designboom-010

Бэнкси (Banksy): «Лучше снаружи, чем внутри», стрит-арт на улицах Нью-Йорк Сити, день 11-й

В октябре уходящего года скандально известный мастер граффити Бэнкси устроил необычную выставку собственных работ: британский художник вышел на улицы Нью-Йорк Сити. На протяжении всего месяца в рамках проекта «Лучше снаружи, чем внутри» работы Бэнкси неожиданно появлялись на улицах то тут, то там. На этот раз художник охватил различные дисциплины и жанры: не только рисовал на стенах, но и организовывал живые представления, инсталляции и даже явил нью-йоркцам грузовик с плюшевыми животными в кузове. Разумеется, ни одна работа не обошлась без талантливо реализованного Бэнкси подтекста.

banksy-NYC-db02

Ду Ху Са (Do Ho Suh): «Дом в доме», национальный музей современного искусства, Корея, 12 ноября, 2013 – 11 мая, 2014г.

Гигантская репродукция трехэтажного таунхауса из тончайшей шелковой вуали заполнила собой выставочный зал Национального Музея  в Корее. Национальное ремесло по производству шелка в работах Ду Ху Са находит совершенно новое приложение. На этот раз художник воспроизвел из шелка в натуральном масштабе собственный дом на Род-Айленд — первый адрес, по которому он поселился в США. А внутри него – свой сеульский дом, точную копию традиционного корейского жилища, в котором он рос ребенком. Обе структуры подвешены к потолку и многослойные конструкции из шелка действительно парят в воздухе. Не понятно, то ли это реальность, то ли наваждение ярко-нефритового цвета.

do-ho-suh-home-within-a-home-at-MMCA-designboom-05

Ай Вэйвэй (Ai Weiwei): «Священный» (S.A.C.R.E.D. ), церковь Святого Антония (Chiesa di sant’ antonin), Венеция, 2013г.

Венецианское биеннале искусств 2013 года стала той сценой, с которой китайский художник Ай Вэйвэй ответил на свое нашумевшее тюремное заключение в 2011 году. А ответил он на него публичной выставкой под названием ‘S.A.C.R.E.D’ («Священный»). Инсталляция состоит из 6 железных коробок, имитирующих тюремные камеры, внутри которых в шести сценах воссоздана обстановка 81-дневного лишения свободы, которое художник пережил в 2011 году. Инсталляции разделены соответственно на (1) Ужин, (2) Обвинители, (3) Туалет, (4) Ритуал, (5) Энтропия, и (6) Сомнение, и заглянуть внутрь каждой можно через глазок в двери. Внутри Вэйвэй поместил реалистичные модели себя и своих карателей, кропотливо задокументировав моменты своего пребывания  в неволе, пока весь мир за железными дверями сражался за его свободу. И в конце коцов победил.

ai-weiwei-S.A.C.R.E.D.-disposition-venice-art-biennale-designboom-01

Фото: designboom.com
Дизайнерские товары для дома и офиса Вы можете купить на fabika.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.